Факторинг и форфейтинг сравнение

24.08.2021

Факторинг и форфейтинг сравнение

Сравнение факторинга и форфейтинга. Сходства и отличия.

Привлечение внешнего финансирования – один из эффективных путей развития любой компании. Получая необходимые средства компания может масштабировать свой бизнес.

Факторинг и форфейтинг – виды внешнего финансирования, которые базируются на уступке прав требований.

Особенности факторинга

Это услуга для компаний, ведущих деятельность на условиях отсрочки платежа, которая предполагает финансирование под уступку денежных требований поставщиком к дебитору (покупателю). В сделке между поставщиком и дебитором появляется третья сторона – факторинговая компания.

Важным преимуществом факторинга является отсутствие ограничений по сумме финансирования, лимит расширяется по мере увеличения объемов поставок. При факторинге без регресса риск неоплаты товара со стороны покупателя принимает на себя факторинговая компания. Не отражается в балансе как кредитное обязательство.

Уступка денежного требования отражается в бухгалтерском учете как выбытие прочих активов (корректно для РСБУ отчетности). Однако, в связи с тем, что бухгалтерский учет операций до сих пор не регламентирован, принципы отражения могут быть различными в зависимости от продукта (с правом / без права регресса), а также зависеть от особенностей учетной политики конкретной компании. Наши специалисты готовы дать детальные рекомендации по учету факторинговых операций в балансе поставщика при выстраивании процессов взаимодействия.

Когда факторинг нужен?

Данный финансовый инструмент способен удовлетворить множество потребностей бизнеса, которые возникают с первого дня создания компании и появляются с каждым новым этапом ее развития. Он помогает:

  1. Сохранять и увеличивать оборотные средства компании за счет привлечения внешних источников финансирования, но без увеличения кредитной нагрузки.

  2. Отгружать продукцию и предоставлять услуги с отсрочкой платежа, то есть конкурировать за клиентов по условиям оплаты.

  3. Снизить риск неоплаты поставок со стороны дебиторов – риск примет на себя фактор.

  4. Расширить географию сбыта, включая выход на зарубежные рынки.

  5. Снижает риски работы с новыми дебиторами – их платежеспособность оценивает фактор.

Особенности форфейтинга

Это инструмент для покупателя, которому необходимо что-либо приобрести, но его собственных средств для этого недостаточно.

Чтобы произвести оплату по контракту, покупатель выписывает комплект векселей (или аналогичных долговых инструментов) и передает их в счет оплаты продавцу. Тот, в свою очередь, учитывает полученные долговые обязательства у банка и получает соответствующую сумму. Завершается сделка тем, что банк получает оплату по векселям от покупателя в соответствии со сроками их погашения.

Таким образом, в основе форфейтинга также лежит уступка права требования – продавец уступает обязательства покупателя (в форме векселей) третьей стороне и получает оплату.

В российском законодательстве нет специальных норм о форфейтинге, но российские компании иногда используют такую схему финансирования. Чаще всего он применяется во внешнеторговых экспортных сделках.

Сходства

  • В сделке между поставщиком и покупателем появляется третья сторона;

Кредитор — тот, у кого есть денежное требование к должнику.

Должник — тот, кто обязан оплатить долг.

Форфейт — тот, кто оплачивает кредитору требования за должника.

  • Суть операций состоит в финансировании третьим лицом одной из сторон сделки;

  • Финансирование происходит под уступку прав требования.

Отличия

  • При факторинге уступаются денежные требования, при форфейтинге – долговые обязательства;

  • Факторинговые сделки заключаются на внутреннем и международном рынках. Форфейтинг, как правило, используется в международных контрактах;

  • При факторинге может применяться регресс (риск невозврата финансирования принимается на обе стороны контракта – продавца и покупателя). Форфейтинговые сделки оформляются без регресса.




Назад