Факторинг и овердрафт: сравнение

01.02.2022
4369
обновлено 31.01.2024
Антон Назмутдинов
Руководитель отдела цифрового маркетинга СберФакторинг

Когда бизнес нуждается во внешнем финансировании, встает вопрос о выборе подходящего инструмента. Классический кредит не всегда оптимальное решение: компании испытывают трудности с его получением, банк требует залог и подтверждение целевого использования. В статье расскажем об альтернативных финансовых продуктах – факторинге и овердрафте. Рассмотрим, что они собой представляют, для каких целей предназначены, в чём их сходство и различие.

Содержание
Что общего у факторинга и овердрафта
Основные различия факторинга и овердрафта
Когда нужно выбрать факторинг?

Что общего у факторинга и овердрафта

Эти инструменты объединяет общее предназначение: финансирование бизнеса для пополнения оборотных средств и устранения кассовых разрывов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Факторинг – комплекс услуг по финансированию и управлению дебиторской задолженностью. В основе этого инструмента – переуступка права денежного требования. Факторинг предназначен для производителей и поставщиков товаров, работающих с покупателями на условиях отсрочки платежа.

Приведём пример.

Поставщик плитки работает со строительным гипермаркетом на условиях отсрочки платежа в 60 дней. При этом завод, у которого он закупает плитку, требует оплату сразу по факту отгрузки товара. У поставщика возникает кассовый разрыв: он не может покрыть текущие расходы и развивать бизнес.

Такую проблему поможет решить факторинг. Поставщик получит до 95% от стоимости отгруженной плитки от фактора (банка или факторинговой компании) сразу после поставки товара, а в обмен передаст право денежного требования фактору. Через 60 дней гипермаркет должен заплатить уже фактору.

Овердрафт – разновидность краткосрочного кредитования, возможность «уйти в минус» по расчётному счёту до определённого лимита.

Рассмотрим на том же примере.

Для оплаты текущих расходов поставщик плитки обратится в банк за овердрафтом. Банк установит лимит и срок кредитования. Обычно это не более 50% от среднемесячного оборота по счёту на 30–60 дней. Когда гипермаркет заплатит за товар, поступившие на счёт деньги автоматически пойдут на погашение овердрафта.


Основные различия факторинга и овердрафта

Факторинг и овердрафт служат одной цели, но условия предоставления и параметры этих продуктов существенно различаются. Проведём сравнение в виде таблицы.

 

Факторинг

Овердрафт

Срок финансирования

Фактическая отсрочка платежа: до 200 дней

Фиксированный срок: 30-60 дней

Лимит финансирования

Зависит от суммы контракта, может меняться при необходимости

Фиксированная сумма: до 50% от оборота по счёту

Обеспечение

Уступленные денежные требования

Поддержание определённого оборота по счёту

Условия погашения

Покупатель перечисляет деньги по окончании срока отсрочки фактору

Поставщик обязан погасить задолженность в определённую дату

Принятие решения о финансировании

Анализ надёжности покупателя и поставщика, и их срок работы

Анализ финансового состояния поставщика, срок работы с банком, обороты по счетам

Дополнительные услуги

Управление дебиторской задолженностью, покрытие риска неплатежа

Отсутствуют

Структура баланса

Не отражается как кредитное обязательство

Отражается как кредитное обязательство


Из таблицы видно, что факторинг и овердрафт отличаются друг от друга по основным параметрам: сроку, объёму финансирования, составу услуг. Овердрафт можно охарактеризовать как краткосрочный кредит для лояльных клиентов банка, тогда как факторинг - инструмент для комплексного решения проблемы дебиторской задолженности.

Когда нужно выбрать факторинг?

По сравнению с овердрафтом факторинг имеет ряд преимуществ:

  • Возможность работать с длительной отсрочкой платежа. СберФакторинг работает с отсрочкой до 200 дней. Овердрафт чаще всего предоставляется на срок 30-60 дней, по прошествии которого клиент должен вернуть долг.
  • Изменение лимита финансирования по мере роста или снижения объёмов поставок. Можно учитывать сезонность бизнеса.
  • Комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. Фактор следит за денежными потоками, контактирует с покупателями, напоминает о сроках платежей. Это позволяет клиенту экономить ресурсы, а также снижает риск неплатежей.
  • Фактор проводит анализ платёжеспособности покупателей и может предложить работу поставщику с аккредитованными дебиторами, что помогает расширить сеть продаж.
  • Факторинговые операции не влияют на структуру баланса, поскольку не отражаются в нём как кредитное обязательство.

Если поставщик стремится работать с надёжными покупателями, настроен на долгосрочное сотрудничество, планирует наращивать объёмы и развивать бизнес, факторинг будет оптимальным инструментом финансирования.


Подайте заявку на факторинг, чтобы получить всестороннюю поддержку бизнеса

Онлайн-платформа СберФакторинг предлагает: 

  • быстрое финансирование до 500 млн рублей;

  • полную цифровизацию процесса заключения договора и получения финансирования;

  • инструменты для контроля и управления финансированием и дебиторской задолженностью;

  • автоматизацию документооборота и его интеграцию с другими сервисами.

Онлайн-платформа СберФакторинг доступна предпринимателям вне зависимости от их местоположения. Документы подписываются с помощью квалифицированной электронной подписи, без визитов в офис. 

Оставьте заявку, чтобы получить быстрое решение о возможности предоставления услуг факторинга.

Ваша заявка отправлена!
Мы с вами свяжемся в ближайшее время
Все поля обязательны для заполнения. Отправляя настоящую заявку на факторинг, вы даёте согласие на обработку персональных данных, указанных вами в заявке, в соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»
Оставьте заявку прямо сейчас
Мы с вами свяжемся в ближайшее время
Ваше имя
Это поле не может быть пустым
Контактный телефон
Это поле не может быть пустым
Компания
Это поле не может быть пустым
Все поля обязательны для заполнения. Отправляя настоящую заявку на факторинг, вы даёте согласие на обработку персональных данных, указанных вами в заявке, в соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»
Пожалуйста, оцените эту статью
Расскажите, что вам не понравилось в статье?
Поделиться статьей
Антон Назмутдинов
Руководитель отдела цифрового маркетинга СберФакторинг